Анализ деятельности

      Анализ деятельности педагогического коллектива в 2016 – 2017 учебном году

На  конец учебного года  коллектив Дома детского творчества  состоял из 109 сотрудников, из них: административно-управленческий персонал – 5 человек, педагогических работников – 67, обслуживающий персонал – 37 чел.

Муниципальное задание 2016 года выполнено  в полном объеме и с хорошими  качественными показателями:

– Сохранность контингента учащихся составила 99,9%  .

–  %  призеров конкурсов, соревнований, фестивалей различного уровня от общего числа учащихся составил  9,5,    при   плановых   – от 5  до 9.

– Организация содержательного досуга и занятости обучающихся – 65 мероприятий,  при плановых – 20.

По муниципальному заданию  на  2017 календарный  год  количество обучающихся  было запланировано- 2011,  учебных  групп – 168.

Фактически,  на   май 2016 -17 учебного года, в Доме детского творчества  в 220 группах обучалось 2417 учащихся. Следовательно, по сохранности контингента уч-ся и качеству обучения и развития, мы за полугодие выполняем муниципальное задание и эту планку надо удержать  в сентябре.

Однако,  в 2017  календарном году, в связи с переходом дополнительного образования на подушевое финансирование  и  электронный документооборот, введением профессионального стандарта педагога дополнительного образования  расширены качественные  параметры показателей   выполнения муниципального задания, что накладывает дополнительную ответственность на всех членов нашего коллектива. Это, в первую очередь, функционирование ГИС «Контингент», что накладывает на всех педагогов и административных работников  еще большие организационные обязательства.

Результаты   аттестации   учащихся:

  1. Все обучающиеся переведены на следующий год или уровень обучения.
  2. Средне – статистические результаты промежуточной аттестации учащихся по  отчетам трех отделов выглядят следующим образом:

– Уровень освоения теоретических знаний:

   высокий –   47,1% ,   средний – 46,8%, низкий –  6,1 %

– Уровень овладения   практическими умениями:

    высокий –  59,6  % ,  средний – 36,4 %, низкий – 4 %

– Уровень воспитанности:

  высокий –   52,1%,, средний – 43,9 %, низкий –  4% 

 В отделе  работы с дошкольниками –  Школе развития ребенка «Синяя птица»:высокое качество обучения и развития(в среднем)  составило  – 61%.

Перевод на следующий год обучения (промежуточная аттестация) осуществлялся на основе следующих контрольно-измерительных материалов: контрольные вопросы, тестирование,  практические задания, анализ участия детей в смотрах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях, выставках  различного уровня,  персональных выставках.

По итогам промежуточной аттестации на 2-ой год обучения переведено 755 учащихся; на третий – 400;  на 4-ый  и более– 455

Всего  переведено на следующий год обучения 1610 учащихся по списочному составу. Количество уч-ся переведенных на третий и более года обучения увеличилось в прошедшем учебном году на 31 человек.

От общего числа учащихся, а их у нас 2477, – 55,9 %  имеют  высокий уровень  обучения и  развития.

По результатам  итоговой аттестации свидетельства  о полном освоении образовательной программы     вручены  11 учащимся  отдела художественного воспитания, дипломы – 76 учащимся  школы развития ребенка  «Синяя птица»; удостоверения – 86, сертификаты повышения спортивного мастерства – 90 учащимся.

Приоритетными направлениями в образовательно – развивающей деятельности являлись:

– приобретение и совершенствование  учащимися знаний, умений и навыков по направлению творческой деятельности;

–  продуктивное общение педагогов и учащихся друг с другом на основе предмета их деятельности;

–  активное творчество учащихся, их творческое развитие.

Рабочие программы  деятельности каждого  образовательно – развивающего объединения  на этот учебный год  выполнены  в полном объеме. Отрадно отметить, что практически  все обозначенные в начале учебного года задачи  в целом решены. Радует тот факт, что  с каждым годом уменьшается процент учащихся, получивших  низкие результаты в ходе промежуточной аттестации.

Эти выводы сделаны на основе успешного проведения промежуточной  и итоговой аттестации, открытых занятий, тестирования, общей результативности обучающихся, проведения собеседований с основными  субъектами образовательного процесса, на основе педагогического наблюдения и, конечно, по результатам внутриучрежденческого контроля. И здесь хочется сделать акцент на использование  более широкого спектра  современных  активных методов,  приемов, технологий, построенных на диалоговой основе. В достаточной мере используют инновационные подходы педагоги: Якушкина Н.В., Якушева О.Р., Картавцева Е.В., Десятниченко Т.В., Карташова С.А, Симонова Е.С.,Прийма Н.А., Гунькина Н.В., Тимашов Н.П., Рукина О.А., Пророк А.В.

Для успешной реализации программы очень  важным является умение педагога расставлять приоритеты и следовать им в практической деятельности. Данному умению нам нужно  учиться и учить своих  учащихся, так как это напрямую связано с развитием  их субъектности.

 

Работа с детским коллективом.

Во многих учебных объединениях есть детские  советы, но они, к сожалению, не имеют должного статуса, работают бессистемно, а ведь развитый коллектив, имеющий  хороший актив, свои традиции,  является, как писал Антон Семенович Макаренко, воспитателем, незаменимым помощником педагога. Это сегодня особенно актуально. В будущем учебном году следует обратить особое внимание совершенствованию этой работы.

Работа с родителями.  Это наши самые главные помощники.  Сегодня в некоторых учебных объединениях они  оказывают такую помощь и поддержку педагогам, которая  реально позволяет считать их равноправными субъектами образовательного  процесса. В последнее время значительно расширилось  сотрудничество педагогов и родителей.

Кроме организационных и рабочих родительских собраний, проводимых всеми педагогами,  в арсенале работы с родителями –  совместные праздники,  поездки на конкурсы, фестивали, выставки  и соревнования. Особую ценность  имеют творческие отчеты, открытые занятия, тематические  собрания.  Многие  наши педагоги ведут работу с родителями через социальные сети, группы в контакте и этот инновационный прием общения  родители оценивают по достоинству..

Не секрет, отсутствие регулярного взаимодействия педагога и родителей приводит к отсутствию информации о возможных проблемах  ребенка. У педагога также из-за отсутствия информации   могут возникать серьезные проблемы в обучении детей.

Наши родители должны  по возможности получать  полную информацию, касающуюся образовательного процесса. От того, как будут организованы информационные потоки  и насколько качественной будет обратная связь, зависит эффективность обучения детей, их  личностное развитие.  Родители  должны это понимать и  чувствовать, что они нужны  Дому детского творчества, что мы  работаем с ними постоянно и системно.

Хочется особо отметить  серьезное отношение родителей к  обучению детей Школы развития ребенка. Об этом свидетельствует 100% посещение  открытых занятий, здесь в течение года системно проводилось психологическое просвещение родителей, которое носило профилактический и образовательный характер. Работа велась по предупреждению отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и педагогов. Проведенных родительских собраний, индивидуальных консультаций по итогам тестирования в  первом и втором полугодиях–148,системно работал педагогический лекторий.

 

Работа по методическому обеспечению образовательного процесса.

В целом, педагогическая деятельность в этом направлении большинством педагогов ведется  еще недостаточно.

Однако, есть и позитивный опыт работы в данном направлении. Педагоги Школы развития  ребенка в этом учебном году приняли участие в 16 конкурсах различного  уровня и получили 14 дипломов 1-ой, 2-ой и 3-ей степени.

Важную роль в совершенствовании методической работы играют открытые занятия и мастер – классы. Больше всего их проведено в отделе  работы с дошкольниками  – 17 открытых занятий для коллег и 7 мастер – классов.

В  прошедшем учебном году  было проведено 2 больших семинара-практикума: областной семинар «Педагогическая техника как составляющая мастерства  педагога» (приняло участие 30 человек) и городской семинар «Педагогическая среда как фактор развития личности» (21 человек  из 14 учреждений).

Здесь позиционировался лучший опыт  учреждения, формировалось общественное мнение о работе Дома детского творчества, его имидж.

В рамках подготовки к семинарам-практикумам  проведена большая, кропотливая работа   по методическому сопровождению  педагогов, готовящихся к представлению своего опыта. На семинарах успешно выступили: Симонова Е.С. Якушкина Н.В., Баркалова А.А., Десятниченко Т.В., Картавцева Е.В., а также  Е.И. Сафиулина и Л.П. Козлова.

Содержание семинаров было емким и многоаспектным, теоретические положения   подкреплялись практикой. Текст ведущих и все выступления сопровождались  разноплановыми  видеопрезентациями, которые способствовали более яркой и убедительной подаче  материала. В них проявили свое творческое видение  тем семинаров   Наталья Николаевна Козырева и Александр Валентинович Ильин.  Семинары вызвали большой интерес    аудитории. Участники семинара активно отвечали на вопросы,  с удовольствием  выполняли  практические задания, участвовали в тематических конкурсах.  В рамках обоих семинаров действовали   выставки: «В калейдоскопе методического творчества»

Одним из показателей профессионального мастерства педагога является издательская деятельность. Каковы же наши достижения в этом: педагог – психолог Н.Г.Матюхина в мае 2017 г. выступила на YI Международной практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста» (Москва, МГУ)с темой: «Уровень самооценки детей с ограниченными возможностями».

В прошедшем учебном году Ульяновой Л.Ф., Власовой Ю.Б.,  Козыревой Н.Н., Козловой Л.П. была написана коллективная научная работа. Статья «Гении не падают с неба…» – опыт  работы Дома детского творчества с одаренными детьми – опубликована в научном сборнике.

Непрерывному профессиональному образованию в значительной мере содействует систематическая курсовая переподготовка специалистов, обучение в стенах Дома детского творчества. Однако достижение и поддержание должного уровня профессиональной компетентности требует от нас, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию и систематизации как получаемых новых профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта.

Отрадно отметить, что  4 наших педагога -Маслихов П.А, Кушнарева Т.Ю., Симонова Е.С., Кузнецова Г.А. – успешно  прошли обучение  на областных  курсах повышения квалификации для ПДО в рамках  «Школы профессионального мастерства»..

Михайленко Т.В. – курсы повышения квалификации «Детская практическая психология» на базе «Института дистанционного повышения квалификации гуманитарного образования».

Шатских О.В. –  Мастер-классы «Танцы народов мира»-  в областном центре развития дополнительного образования.

Рукина О.А.- Курс «Английский для высшего уровня»- Европейская школа корреспондентского обучения (дистанционно).

Матюхина  Н.Г. – Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Современная психология образования: проблемы и перспективы».

Хвалынская Ж.В.- Мастер-классы по ирландским танцам педагогов Академии ирландских танцев  г. Москва.

Жилякова Н.А., Пашкевич Н.И.

– Мастер-класс актера и режиссёра Александра Федорова «Основные элементы системы К.С.Станиславского в театральной работе с детьми»;

– Мастер-класс худ.руководителя театра «Пиано» (Нижний Новгород) Владимира Чикишева «Игры и импровизация в движении»;

– Мастер-класс преподавателя ВГАИ Алексея Мицуры «Сценическое движение».

Кушнарева Т.Ю., повышая свой профессиональный уровень, посетила:

– Мастер-класс по народному танцу в ансамбле «Весенние зори»;

– Открытый урок хореографии в МБУДО ЦРТДиЮ «Крылатый» (ансамбли «Лайт» и «Канителька»);

– Проектные технологии – семинар МКУДО ДДТ Рамонского муниципального района Воронежской области;

– Семинар-тренинг ГБУ ВО «Областной центр развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи».

 

Анализ результатов. Качество образования

Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования.

Основными показателями качества образования считаются:

  • профессиональная компетентность педагога;
  • выполнение педагогом образовательной программы;
  • уровень усвоения детьми образовательной программы;
  • сохранность контингента учащихся на протяжении учебного года;
  • участие и результативность участия учащихся в конкурсах и соревнованиях различного уровня.

С другой стороны в качестве основных показателей качества образования мы выделяем:

  • личностный рост учащихся, их раннюю профессиональную ориентацию;
  • собственный профессионально-личностный рост педагога;
  • динамику отношений, складывающихся при взаимодействии взрослого и ребенка.

Воспитание является главным компонентом образования в интересах человека, общества,   государства – именно так сегодня расставлены приоритеты в системе образования.

Цель воспитательной работы – помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку  важных идей.

Деятельность педагогического коллектива в рамках Программы воспитания осуществляется  круглогодично, в том числе в каникулярное время, в выходные и праздничные дни.     Вся воспитательная работа была направлена на реализацию поставленной цели: создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную гражданскую позицию в обществе.

Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления в осуществлении воспитательной работы.

  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • художественно-эстетическое;
  • здоровьесберегающее;
  • социальная активность;
  • досугово и интеллектуально развивающее.

 

Новый  учебный год начался с участия  всех детей и педагогов в благотворительной акции «Белый цветок», проходившей в рамках «Недели добра». Цветы были переданы в  Троицкий храм  с целью их реализации волонтёрами  и передачи средств в пользу  детей, страдающих онкологическими заболеваниями.

В  отделе декоративно-прикладного творчества  уже много лет существует замечательная традиция: ежегодно в начале учебного года,  проводить праздник Посвящения новых  «творческих  звездочек» в юные мастера.

Стало доброй традицией  проведение тематических Недель, праздников, акций, конкурсных программ, посвященных родному городу, Дню матери, Дню России, Дню учителя.

 

Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка.

В нашем коллективе вопросу здоровьесбережения и безопасности детей  уделяется  большое внимание.

В период 15 – 23 сентября 2016 г.  в рамках проведения общегородской акции по безопасности дорожного движения и профилактике детского травматизма «Внимание – дети!»   в учебных объединениях  прошел цикл мероприятий, способствующий повышению сознательного отношения детей к соблюдению правил дорожного движения. Проведено 15 мероприятий с общим количеством участников – 180.

Как известно, с 2009 года ЮНЕСКО объявлено 22 октября Международным Днем белых журавлей. Проведение в рамках этой акции  мероприятий «Мой журавлик мира» стало новой доброй традицией  нашего учреждения. Всего в акции приняли участие 130 детей. Проведено  10 мероприятий.

В октябре прошла Неделя «Мы – за здоровый образ жизни». Состоялось 11 мероприятий с охватом учащихся 120 человек.

В канун  праздника Дня народного  единства  интересно  прошли конкурсно-игровые   программы  «Согласие да лад для общего дела вклад» и «Созвездие талантов» – 64 человека.

28 декабря  2016 года  творческие детские  коллективы совместно с педагогами  большим театрализованным представлением «Сказочное путешествие»  открыли  Новогоднюю Елку в парке «Танаис». В представлении принимали участие 133 наших  учащихся.

Это был своеобразный творческий отчет перед  жителями района и всего города.  В парке присутствовали около 2000 зрителей –  детей и взрослых. Представление, как всегда,  отличалось интересным сказочным содержанием, наличием необыкновенных  новогодних персонажей, яркими костюмами и получило высокую оценку, как со стороны зрителей, так и  администрации Советского района. Это же представление было  показано жителям Воронежа на  главной площади города.

Для учащихся  разного возраста на  зимних школьных каникулах было подготовлено  5 новогодних представлений.Новогодние праздники   своеобразно  «венчают»  окончание занятий первого полугодия в Доме детского творчества. Это каскад  творческих находок  всех отделов, новые танцы, новые номера, песни, новые замечательные  костюмы.

 

В рамках сквозной развивающий программы «Я в России рожден»  и согласно плану работы прошли  мероприятия в раках областного   месячника по гражданско-патриотической работе, посвященного 74-й годовщине освобождения города Воронежа.

С 19 по 25  января были проведены:

– Тематическая неделя, посвященная 25 января – Дню освобождения Воронежа  от фашистских захватчиков «Воронеж – город воинской славы» для учащихся-дошкольников

– Акция «Цветы к обелиску».

– Устный журнал «Воронеж – город воинской славы» («Бумажная пластика», «Игротека».);

– Литературно-музыкальная  композиция с видеопрезентацией «Город, опаленный войной».

– Беседы, посвященные дню освобождения города Воронежа «Годы, опаленные войной» – практически  во всех учебных объединениях.

Ребята  и родители внимательно и проникновенно слушали памятную историю,  связанную с героическими страницами Великой Отечественной войны, написанную в стихах, музыке и песнях. Никого не оставили равнодушными кадры хроники о тяжелых  сражениях защитников Воронежа.

Как всегда, насыщенно и интересно прошел внутриучрежденческий конкурс,  ставший уже традиционным, «Минута славы Дома детского творчества».Это была  «минута славы»  для  48 учащихся из 15 детских объединений. Дети разного возраста, от 4 до 17 лет,  блистали талантливыми выступлениями и оригинальными номерами.

С 28 по 30  марта  мы проводили Ш Городской конкурс декоративно-прикладного и изобразительного творчества учащихся  учреждений дополнительного образования «Сказка батика». Он был посвящен Году  экологии в России и проходил под девизом  «Природа –  бесценный дар Земли». В конкурсе приняли участие  90 учащихся из 13 учреждений дополнительного образования и двух общеобразовательных организаций. Награждение юных художников-победителей и призеров прошло в яркой, эмоциональной атмосфере.

В отделе художественного воспитания и массовой работы наиболее интересные и уже ставшие традиционными: «День святого Патрика» в коллективе «Lucky shoes»; празднование Масленицы в коллективах «Русские потешки» и «Родничок»; творческие отчёты коллективов «Элегия», «Русские потешки», «Воронежские забавы», «Звездный дождь».

В начале мая   в  детских объединениях  был проведен цикл мероприятий, посвященный Великой Победе.

Такие мероприятия  усиливают сопричастность  детей к  великой истории России,  пробуждают  чувства  гражданина и патриота своей страны.

К 9 мая учащиеся и педагоги  подготовили театрализованный концерт «Да здравствует, Победа!» и приняли участие  в городской тематической выставке.

На таких праздниках всегда  происходит духовное единение детей, педагогов и родителей.  Всего приняло участие 554 человека.

Важным показателем результативности деятельности творческих объединений, достойным итогом работы педагогического коллектива  являются конкретные достижения  наших учащихся.

В 147 Международных, Всероссийских, областных и городских конкурсах участвовало  1056  учащихся, было завоевано  победных и призовых мест – 339.