Работа с педагогическими кадрами

Педагогический коллектив Дома детского творчества состоит из 106 педагогов.

Состав педагогов ДДТ как бывшего внешкольного учреждения формировался, в основном, из числа «узких» специалистов в какой-либо области прикладных знаний и практических умений. Из 106 сотрудников  только 45 человек имеют высшее педагогическое образование,   5 человек – среднее педагогическое образование; 9 человек имеют высшее непедагогическое образование; 14  человек имеют среднеспециальное непедагогическое образование; 6 человек имеют незаконченное высшее образование, остальные (4) –  студенты.

Способность создавать такие условия обучения, которые являются  оптимальными для индивидуального развития каждого ребенка, находится в прямой зависимости от качества деятельности педагогических кадров, от профессиональной компетентности педагога  дополнительного образования.

Как известно, любая педагогическая система может успешно развиваться лишь на основе постоянного роста профессионализма педагогов. Вот почему у нас, в Доме детского творчества, работе с педагогическими кадрами уделяется большое внимание.

В течение ряда лет в ДДТ накоплен опыт, сложились традиции, определены приоритеты и тенденции в работе с педагогами, которые предполагают создание условий для развития профессионально-значимых качеств личности педагогов, максимальной реализации возможностей каждого.

Содержание работы с педагогическими кадрами составляют следующие направления:

–       создание среды, обеспечивающей комфортные условия деятельности каждого педагога;

–       научно-обоснованное руководство, сплачивающее педагогов воедино для решения общих задач;

–       изучение индивидуального потенциала каждого педагога;

–       непрерывное профессиональное развитие;

–       контроль и индивидуальная оценка деятельности, слежение за динамикой профессионального и личностного развития педагогов;

–       организация индивидуальной работы педагогов по самообразованию.

Создание среды, обеспечивающей комфортные условия деятельности каждого педагога

Основными характеристиками педагогической среды в Доме детского творчества являются:

–      гуманная направленность, обращенность к личности каждого педагога, к его индивидуальным особенностям и запросам;

–      создание атмосферы, обеспечивающей комфортное психическое самочувствие каждого педагога; свобода мнений, уважение профессиональных жизненных позиций; создание в обучении ситуации успеха;

–      использование личностно-значимых ситуаций в работе с педагогами;

–      предоставление условий для инновационной деятельности.

Укрепление традиций в коллективе:

  • «Праздник начала учебного года».

Ежегодно проводится в начале сентября, работает на сплочение педагогического коллектива, дает хороший настрой  на предстоящую работу в новом учебном году, способствует выявлению творческого потенциала педагогов, в том числе и «новичков».

  • «Посвящение «новичков» в педагогический коллектив ДДТ»

Проводится в рамках «Праздника начала учебного года», инициирует вновь пришедших педагогов на творческую работу.

  • «День профессионала».

Проводится в рамках 2 этапа аттестации педагогов и методистов, предполагает творческий рассказ аттестуемого о себе, о своей работе, об успехах и неудачах, о перспективах деятельности. Сопровождается, как правило, интересной фотовыставкой и ярким представлением своего хобби – поэзия(часто авторская), танцы, песни, коллекции т.д.

  • Весеннее-осенние выходы на природу (в рамках туристических семинаров).
  • Совместная досуговая деятельность («Новогодние огоньки» и пр.

Благодаря вышеуказанным мероприятиям, призванным сплотить педагогический коллектив, результаты диагностического исследования индекса групповой сплочённости Сишора с каждым годом улучшаются.

Тестирование осуществляется ежегодно. В 2004 году педагогов, набравших по данной методике максимальное количество баллов (19) было 64%. В 2008 году процент педагогов, набравших максимальное количество баллов, значительно вырос – 87%. Это означает, что степень интеграции педагогического коллектива ДДТ очень высокая.

Научно-обоснованное руководство, сплачивающее педагогов воедино для решения общих задач

Руководство педагогическим составом, сплачивающее его в единый дееспособный коллектив, в нашем опыте включает в себя:

–      участие каждого педагога в разработке стратегии развития Дома детского творчества как образовательной системы;

–      совместный поиск продуктивных путей в решении стоящих перед ДДТ задач, приобщение каждого к заинтересованному и ответственному участию;

–      развитие системы соуправления, высшим органом которого является педагогический совет. Проведение творческих педагогических советов с активным участием каждого педагога.

Учет индивидуального потенциала каждого педагога

Вся деятельность педагогических кадров ведется на основе изучения их индивидуальных особенностей, педагогического опыта, уровня методической подготовки, с учетом динамики индивидуального профессионального роста.

Нами разработана «батарея» методик, позволяющих проводить педагогическую диагностику и рефлексию, определять направление индивидуальной работы с каждым, осуществлять контроль за профессиональным ростом педагога.

Проводимое тестирование с последующей психокоррекцией дает возможность педагогам лучше узнать себя, свои особенности и, благодаря этому, повысить уровень профессионализма, педагогическое мастерство. Например, повышая уровень своей креативности, педагог растёт в интеллектуальном и личностном плане, и, соответственно, помогает расти своим воспитанникам. Как правило, наиболее интересные и продуктивные методики педагоги затем используют в работе с детьми. Знания и умения, полученные на семинарах, спецкурсах-практикумах, тренинговых занятиях, они незамедлительно внедряют в педагогический процесс, тем самым, обогащая и усовершенствуя его.

Исследование уровня интеллектуальной лабильности педагогического коллектива с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоения нового вида деятельности и оценки качества трудовой деятельности стали проводить ежегодно, начиная с 2005 года. Высокий уровень интеллектуальной лабильности был у  21% педагогов; средний уровень – у 59%; низкий – у 10%; очень низкий – у 10%. В рамках «Педагогических трибун» на протяжении двух лет проводились мини-тренинги, направленные на развитие дивергентного мышления, оперативной памяти и произвольного внимания. В 2007 году высокий уровень интеллектуальной лабильности показали 29% педагогов; средний уровень – 66%; низкий уровень – 5%.

Периодически проводится тестирование педагогического коллектива на определение уровня коммуникативных и организаторских способностей (методика КОС). Около 85% педагогов и методистов имеют выше среднего и высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. 15% – очень высокий уровень.

Было проведено исследование личностных особенностей педагогов (октябрь 2007г.). Выявлено: 82% экстравертов; 10% интровертов; 8% амбровертов.  14% педагогов –  сангвиники; 12% – флегматики; 18% –  холерики; 10% – меланхолики; остальные 46% имеют смешанный тип темперамента.

Каждый год проводится изучение уровня креативности (по методике П.Торренса). В 2005 году высокий уровень креативности имел 41% педагогов; средний уровень – 50% педагогов; ниже среднего – 9%. В связи с этим, проводились мини-тренинги по развитию креативности на психолого-педагогических трибунах. В 2007 году показатели улучшились. Высокий уровень креативности имеют 52% педагогов; остальные 48% – средний уровень развития креативности.

Учет профессионально-личностных изменений отражается в «Портфолио педагога». Данные «Портфолио» систематически анализируются при подготовке к педагогическому совету, при оценке труда педагогов научно-методическим советом, при подготовке к государственной аттестации.

 Непрерывное профессиональное образование  педагогов

Стержневой основой деятельности с кадрами является их непрерывное профессиональное образование через спецкурсы, семинары-практикумы, психологические тренинги, деловые игры, дискуссии на «проблемном поле» и т.п.

Программы обучения педагогов содержат три основных блока:

–         культурологический;

–         психолого – педагогический;

–         профессиональный.

Логика обучения такова: от знакомства с теорией, через размышление и проблемное обсуждение к созданию у педагогов мотивации  освоения теории и практическому ее применению.

Профессиональное образование педагогов в ДДТ представляет собой целостный процесс последовательных преобразований личности педагога, которые происходят под влиянием динамично изменяющегося содержания, форм и методов  обучения, как результат продуктивного взаимодействия обучающих (преподавателей, методистов) и обучающихся (педагогов). Смысл организованного обучения педагогов – в овладении каждым из них искусством профессионального самосовершенствования. Образование учитывает уровень профессиональной зрелости педагогов:

а)     Для педагогов, не имеющих педагогического опыта, профессиональное обучение обеспечивает такой уровень психолого–педагогической подготовки, который необходим и достаточен для дальнейшей работы по профессиональному самосовершенствованию.

Предлагаемое начинающим педагогам содержание психолого-педагогического образования рассчитано на три учебных года и включает следующие учебные курсы:

–       интегрированный учебный курс «Основы психологии и педагогики развития личности» – 52 часа,

–       спецкурс «Сущность педагогического процесса в ДДТ» – 28 часов,

–       спецкурс «Педагог ДДТ: функции, содержание деятельности, основы профессионального мастерства» – 28 часов,

–       спецкурс «педагогическая технология в учебном процессе»,

–       практикум «Основы педагогического общения»,

–       курсовая работа с ее защитой в рамках научно – практической конференции в конце каждого учебного года «От профессионализма педагога – к развитию ребенка».

б)    Для педагогов, имеющих педагогический опыт, (в основном, наши слушатели окончили педвузы 7 – 10 и более лет назад) – это по своей  сути обновленное образование, содержание которого разработано с учетом новых социальных и педагогических реалий.

в)     Для педагогов, желающих повысить свое мастерство, наполнить новым содержанием педагогическую деятельность, предлагаются темы для углубленного изучения актуальных проблем и направлений дополнительного образования. (Это и вопросы семейного права, закономерности развития личности, социально педагогические вопросы).

Занятия с данной группой педагогов реализуются в форме проблемных, творческих семинаров, тренингов, деловых игр. Позитивное влияние на развитие профессионализма педагогов оказывает функционирующая  в Доме детского творчества уже много лет Школа Педагогической Любви (ШПЛ). В рамках ШПЛ ведется постоянный поиск по накоплению и систематизации психолого-педагогического инструментария, новых моделей учебных занятий. Они носят творческий характер, предоставляют педагогам свободу выбора – учебного задания, партнеров по его выполнению, форм контроля. Практикуется интерактивное обучение в малых группах, используется продуктивный учебный диалог.

Среди наиболее интересных форм учебной работы укажем такие, как:

–         «педагогическая трибуна» (по обмену опытом, по знакомству с новой информацией).

–         творческие конкурсы, решение педагогических задач;

–         мастер – классы;

–         экспресс – опросы, тестирование;

–         элементы театральной педагогики (театрализация содержания учебного материала, использование театральных приемов);

–         педагогические игры, введение сказочных и кукольных персонажей, сочинительство стихов, педагогических сюжетов);

–         дискуссионные «столы» по обсуждению наиболее актуальных проблем современной педагогики;

–         пропаганда новых форм работы с детьми;

–         психологические тренинги;

–         выполнение рефератов, педагогических эссе.

Наряду с обучением используются также другие виды деятельности, направленные на повышение квалификации педагогов.

Среди них:

–         организация персональных методических выставок из опыта работы педагогов;

–         традиционный «Смотр дидактического и наглядно-иллюстративного материала»*;

–         индивидуальное консультирование, посещение и анализ учебных, досугово-развивающих дел.

Всё это способствует обогащению профессионального опыта педагогов.

Контроль за ходом обучения и индивидуальная оценка динамики профессионального и личностного развития педагогов

 Успешному обучению в значительной мере способствует оперативный, тематический и итоговый мониторинг. Непрерывный контроль позволяет осуществлять постоянное слежение за развитием профессионального мастерства  педагогов, давать индивидуальные задания  каждому, проводить индивидуальную оценку состояния уровня профессионального и личностного развития. Контроль  осуществляет администрация, НМС, ЦМО с привлечением к этой деятельности специалистов  из соответствующих  образовательных учреждений области.

Среди наиболее успешных укажем такие формы контроля, как анкетирование, тестирование, оценочное собеседование по итогам I и II полугодия, использование специальных методик, изучение продуктов  деятельности, конкурс учебных программ, аукционы знаний, педагогические «эрудиционы», традиционный смотр дидактического материала, смотр дидактических пособий, презентация «Портфолио», открытые учебные занятия и др.

Контроль за состоянием и результатом обучения проводится директором Дома детского творчества Л.Ф. Ульяновой и её заместителями Е.И. Сафиулиной и Г.Г. Непринцевой. Оценивается качество занятий с педагогами, их результаты, а также заинтересованность педагогов в собственном обучении, их активность и мотивация на повышение собственной квалификации. В последние годы педагоги Дома детского творчества стали более активны, инициативны, повысилась их ответственность педагогов за уровень профессиональных ЗУНов. Так, исследование профессиональной направленности личности педагогов ДДТ показало следующие результаты: в 2005 году 40% педагогов имели профессиональную направленность «на дело»; 45% – «на общение»; 15% – «на себя». В 2007 году ситуация изменилась: 52% – «на дело»; 39% – «на общение»; 9% – «на себя». Порадовало изучение уровня развития педагогических способностей педагогов ДДТ: 77% педагогов имеют высокоразвитые педагогические способности; 18% – развитые способности в области педагогики; 5% – среднеразвитые способности. Неотъемлемый компонент  профессиональной деятельности педагогов Дома детского творчества – рефлексия. Ею завершаются все семинары, тренинги, деловые игры и др.

Организация индивидуальной работы по самообразованию

С целью повышения профессионализма педагогического коллектива с 2007 года действует программа «Повышение квалификации педагогов ДДТ на основе индивидуального подхода к организации их профессионального самосовершенствования».

Задачи программы:

–       Приблизить систему повышения квалификации каждого педагога к его индивидуальным запросам, интересам, уровню общего и специального образования.

–       Повысить заинтересованность и ответственность педагогов за результат своего труда в соответствии с современными требованиями.

В рамках этой программы с учетом индивидуальных запросов и профессиональных интересов разработаны задания по самообразованию, формы и сроки их выполнения. Первые итоги работы по «Программе» позволяют сделать вывод о том, что индивидуализация работы педагогов по самообразованию – это перспективный путь развития данного направления деятельности ДДТ. Серьезное отношение большинства педагогов к своему профессиональному самообразованию способствует их успешной государственной аттестации.

Результативность работы с педагогическими кадрами.

Опыт работы с педагогическими кадрами показывает, что максимальных успехов в своей практической деятельности добиваются те педагоги, думающие, творческие, рефлексирующие, которые ответственно   ведут  многоплановую  работу по своему самообразованию. Профессиональный рост педагога осуществляется в коллективе, в котором создана атмосфера уважения к каждому, признание его уникальности и неповторимости, где он чувствует себя психически защищенным. Все это обеспечивает развитие «Мы-чувства» как обязательного составляющего  творчески развивающегося коллектива. Педагоги нашего учреждения регулярно участвуют в областных и Всероссийских конкурсах. 8 педагогов стали призерами областного конкурса авторских образовательных программ, трое из них – Хвалынская Ж.В., Воронцов С.И. и Иванов Р.В. – дипломантами Всероссийскогоконкурса. В 2007 году победитель областного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в социально-педагогической номинации Р.В. Иванов участвовал во Всероссийском финале этого конкурса  (г. Санкт-Петербург). Педагоги и методисты Дома детского творчества часто выступают на научно-практических конференциях разных уровней.

На сегодняшний день в педагогическом коллективе Дома детского творчества успешно трудятся 2 Отличника Просвещения, 4 Почетных работника общего образования РФ, Заслуженный работник культуры, Заслуженный артист РФ, 2 Отличника физической культуры и спорта. 18 человек имеют Грамоты Министерства образования РФ. Высшую квалификационную категорию имеют 36 человек. 6 выпускников наших учебных объединений, получив специальное образование в вузе, возвратились в наш коллектив в качестве педагогов. В ДДТ трудится 5 педагогических семейных династий. Считаем это хорошим результатом работы с педагогическими кадрами.