Работа с родителями

Усиление воспитательной функции Дома детского творчества обусловило необходимость расширения взаимодействия учреждения и семьи, педагогов и родителей – равноправных субъектов педагогического процесса.

Результаты проведенного нами опроса в различных группах учащихся убеждают, что родители были, есть и будут для учащихся самыми главными людьми, обладающими огромными возможностями  влияния на формирование личности ребенка: более  90% детей отдавали предпочтение родителям, особенно при ответе на следующие вопросы: «Кто умеет правильно оценивать твои поступки»?, «Кто наиболее точно может указать на твои недостатки»?, «На кого тебе хочется быть похожим»? и т.д. Бесспорно, такая степень референтности родителей учитывалась при разработке сквозной программы ДДТ «В союзе с семьей».

Формы работы с родителями очень разнообразны, ориентированы на их запросы, на повышение педагогической компетентности, ответственности за воспитание детей, на приобщение их как к делам конкретного учебного объединения, где занимается их ребенок, так и Дома детского творчества в целом:

  • вариативные, нетрадиционные родительские собрания («Круглый стол для мам», «Круглый стол для пап»);
  • тематические дискуссии с приглашением специалистов «Час пик с…»;
  • консультации валеолога учреждения:
  • консультации психолога;
  • знакомство с новинками психолого-педагогической литературы (рубрики «Для вас, родители», «В семье растет ребенок»);
  • семейные гостиные «О том, что дорого и свято», «Один день из жизни семьи», «Таланты и поклонники»;
  • психологические тренинги;
  • общие праздники и мн. др.

В рамках программы «В союзе с семьёй» ведётся активная психологическая работа по нескольким направлениям:

–       информирование родителей о возрастных (физиологических и психологических) особенностях детей: новообразования данного возраста, возрастные кризисы и т.д. Разработка и вывешивание актуальных материалов на информационные стенды, выступления на родительских собраниях.

Темы информационного материала, выступлений: «Кризис трёх лет», «Кризис семи лет», «Благотворное общение», «Игра и её роль в формировании личности ребёнка», «Готовность ребёнка к школе», «Умение владеть эмоциями» и т.д.

–       совместное с родителями творческое развитие ребёнка (обнаружение и дальнейшее развитие способностей, таланта).

Используемые методики: «Уровень развития творческого мышления»  Гилфорда; «Особенности развития мышления» Торренса в обработке Туник Е.; «Определение уровня воображения» Козловского О.В.; «Культурно-свободный тест на интеллект» Р. Кеттелла.

–       психоконсультирование родителей и учащихся;

–        психологическая диагностика детско-родительских отношений, характера родительского воспитания;

Используемые методики: «Методика PARI»; «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина; «Методика Рене Жиля»; Тест «Рисунок семьи».

–       совместные обучающие тренинги для родителей и детей «Конструктивное общение»; «Развитие творческих способностей».

Результатами деятельности по реализации данной программы за последние три года являются:

  1. Срезовые данные по тесту-опроснику родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина: среди опрошенных в сентябре 2009 года семей учащихся ДДТ доминировали высокие баллы по шкалам «Авторитарная гиперсоциализация» (54% опрошенных), «Маленький неудачник» (стремление родителей инфантилизировать ребёнка) (49% опрошенных). После проведённой психокоррекционной работы и тренинговых занятий в 2009 и 2010 году процент семей, имеющих высокие баллы по данным шкалам, снизился: на 7% по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» и на 12% по шкале «Маленький неудачник», также процент семей, набравших высокие баллы по шкале «Кооперация» возрос на 18% (в 2010 году – 62%; в 2011 году – 80% среди опрошенных семей).
  2. Срезовые данные по тесту «Рисунок семьи»: в 2009 году было проведено тестирование в трёх детских объединениях: «Социальные педагоги», «Парикмахерское искусство», «Ди-джей Тинс». Были выявлены следующие особенности: 1. У 32% учащихся представлены на рисунке не все члены семьи; 2. У 19% учащихся большое расстояние между членами семьи, что говорит о холодности в семейных отношениях; 3. 10% учащихся не нарисовали себя в составе своей семьи; 4. Степень проявления эмоций у 12% учащихся – 1 балл (негативизм). В 2011 году процент учащихся, на рисунках которых представлены не все члены семьи, значительно уменьшился (16%); нарисовали себя все учащиеся в составе семьи; на рисунках отсутствует негативизм (проявление эмоций).

В организации тесного союза  родителей и педагогов значительную роль играют родительский актив объединений и попечительский совет Дома детского творчества. Приобщаясь к организации учебно-развивающего (педагогического) процесса, родители, а вместе с ними и дети, получают опыт общения в образовательной среде, осваивают навыки социального поведения. Наличие общих интересов и совместной деятельности укрепляет семью и семейные традиции, оптимально влияют на творческое развитие личности ребенка, реализацию его интересов. В свою очередь педагоги, администрация Дома детского творчества поощряют родителей в виде благодарственных писем и грамот.