Инновационная деятельность

Режим развития, в котором действует педагогический коллектив, обусловил существенные изменения функционирования Дома детского творчества как педагогической системы. Важной ее составляющей является инновационная деятельность, которая в последние годы значительно обогатилась многообразием подходов педколлектива к нетрадиционным, инновационным способам решения всего спектра педагогических задач. Сегодня можно говорить о создании определенной системы инновационной деятельности, которая включает в себя следующее содержание:

а)     Индивидуальная инновационная деятельность педагогов.

За последние годы значительно расширилась самостоятельность, возросла ответственность педагогов за качество своего труда, изменились и усложнились задачи, повышены требования к их профессионализму.

Это побуждает педагогов к поиску новых подходов в организации образовательного процесса, прогрессивных способов обучения, к проведению инновационной деятельности. Как наиболее значимую укажем:

  • серию авторских диагностических методик (Т.С. Юрьева, О.Р. Якушева),
  • разнообразие маршрутов проектно-исследовательской деятельности (А.В. Донцова, А.П. Лазутина и др.),
  • апробацию новых методик: освоение ирландского степа (Ж.В. Хвалынская),
  • определение словесных действий по К.С. Станиславскому (Н.Н.Пашкевич); фонопедическая методика  В. Емельянова (О.Р.Якушева), методика обучения детей дошкольного возраста Н.А.Зайцева (Н.В. Крицина) и др.,
  • модернизацию учебных образовательных программ, разработку программ нового поколения со стержневой основой инновационной деятельности: новые разделы учебных программ «Современный джаз-модерн», «Основы обучения дыханию в хореографии» (Т.А. Пузикова); «Культурные традиции русского народа» (Н.Н. Козырева).
  • индивидуальная работа педагогов над инновационными темами: «Новые формы организации детского самоуправления» (Р.В. Иванов), «Психологические эффекты в обучении» (П.А. Маслихов, Т.И. Молчанова, Н.Н. Капранчикова).

б)    Совместная деятельность педагогического коллектива по следующим комплексным инновационным темам:

  • развитие субъектности учащихся,
  • позитивная «Я-концепция» ребенка и ее развитие,
  • использование малых форм взаимодействия педагога и учащихся  по развитию духовно-нравственной активности,
  • внедрение в педагогический процесс правил оценочной безопасности.

Темы комплексных исследований взяты неслучайно, они подсказаны практической деятельностью наших педагогов. В эту деятельность вовлечены все педагоги, каждый из которых (по добровольно выбранной теме) включен в состав соответствующей творческой группы.

Деятельность групп направляется Центром методического обеспечения (ЦМО) и содержит разработку учебно-методических материалов по улучшению практической деятельности педагогов, создание банка данных инновационного педагогического опыта.

в)     Участие детей в инновационной деятельности.

В Доме детского творчества дети – активные участники всех инноваций. Как субъекты педагогического процесса они вносят предложения по выбору вариативных блоков учебной программы; высказывают свое мнение об апробации конкретных методов, форм обучения; совместно с педагогом участвуют в разработке творческих заданий, дидактического материала, сценариев досугово-развивающих дел, выступают с социальными инициативами, нередко являются ассистентами педагога на учебном занятии.

Важным слагаемым успеха инновационной деятельности является совместная аналитическая, рефлексивная деятельность учащихся и педагога.

г)     Перспективные направления инновационной деятельности.

Выбор перспективных направлений инновационной деятельности определяется нашим пониманием основных тенденций развития дополнительного образования и конкретными условиями, в которых действует наш коллектив.

Такими направлениями являются:

  • Дальнейшая индивидуализация педагогического процесса на основе реализации акмеологического подхода к обучению.
  • Модель программы личностного развития учащегося на основе компетентностного подхода к обучению и пути ее реализации в условиях ДДТ.
  • Разработка теории детской воспитательной среды как фактора развития личности  в условиях дополнительного образования.

Разработка теоретических основ педагогической среды направлена на обогащение существующего опыта такими приемами и технологиями, которые углубляют субъектную позицию учащегося, повышают уровень его самооценки, развивают социометрический статус как одно из важных условий самоактуализации, самоутверждения, самовыражения.

Именно в условиях развитой воспитательной среды перед ребенком открывается возможность достижения своего вершинного (акме) состояния. Разрабатываемая нами долговременная программа «Восхождение» содержит динамику личностного роста (от «вершины» к «вершине») и предполагает использование новых технологий обучения.

Усиление практической направленности характерное для современного дополнительного образования, реализуется с помощью компетентного подхода. Он позволяет в условиях ДДТ разработать и реализовать модель базовых ключевых компетенций наших воспитанников как эталонную основу их индивидуального движения по пути освоения ЗУНов, заложенных в образовательных программах. Речь идет о таком эталоне, овладение которым, позволяет нашим выпускникам успешно включиться в систему производственных отношений после окончания обучения.