Научно-методическая деятельность

Содержанием научно-методической деятельности является:

1. Разработка концептуальных положений, документов и методических материалов. Нами разработаны:

  • Программа развития ДДТ на 2001-2006 уч. г.;
  • новая редакция Устава ДДТ (2007 год);
  • Концепция организации профильного обучения учащихся в ДДТ;
  • Положения об отделах ДДТ;
  • Положение о научно-методическом совете (НМС);
  • Положение о Центре методического обеспечения (ЦМО);
  • Положение о методическом объединении педагогов по профилю деятельности (МО);
  • Положение о научно-исследовательской деятельности;
  • Положение о стажерской площадке;
  • Положение о творческой мастерской (для начинающих педагогов);
  • Положение о проблемно-экспериментальной лаборатории (для опытных педагогов).
  • Конкретные методические рекомендации по отдельным проблемам организации педагогического процесса:
– «Развитие субъектности учащихся на учебных занятиях»,
– «Подведение итогов учебно-познавательной деятельности учащихся»,
– «Работа с портфолио учащегося»,
– «Проведение нетрадиционных занятий в условиях ДДТ»,
– «Организация и проведение итогового учебного занятия»,
– «Методические рекомендации по проведению Уроков карьеры»,
– «Деловая игра на учебном занятии (в контексте профильного обучения)» и др.
2. Теоретическое обоснование образовательного процесса. Разработано:
  • Модель и методический комментарий по разработке учебной программы детского объединения ДДТ в условиях профилизации обучения;
  • Программа развития учебной деятельности в ДДТ;
  • Программа повышения профессиональной компетентности педагогов;
  • Программа развития научно-исследовательской деятельности в ДДТ.
  • Модель выпускника ДДТ (на основе базовых ключевых компетенций).

3. Организация комплексного психолого-педагогическая исследования по теме «Оптимизация педагогического процесса: создание и развитие воспитательной среды».

Проводимое в течение последних лет исследование было направлено на совершенствование педагогического процесса через поиск, апробацию и внедрение в практику новых подходов к развитию среды, обогащению ее новым содержанием, формами, эффективными педагогическими технологиями.

В комплексное исследование вовлечены 2/3 состава  педколлектива. «Мозговым центром» исследования является проблемно-экспериментальная лаборатория, которая в сотрудничестве с Центром методического обеспечения организует ход и анализ исследовательской работы.

4. Обеспечение высокого качества педагогического процесса:

  • внедрение учебных программ нового поколения;
  • новых педагогических технологий обучения;
  • реализация системы диагностики и мониторинга с целью определения стартового уровня и дальнейшего слежения развития обучающихся;
  • совершенствование учебного занятия (использование прогрессивных методик, технологий, авторских подходов);
  • выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта.

5. Методическое обеспечение учебного процесса осуществляется через деятельность:

  • НМС (научно-методический совет);
  • ЦМО (центр методического обеспечения);
  • методические объединения педагогов по профилю деятельности;
  • методистов отделов по оказанию практической помощи педагогам.

Содержанием методической работы по обеспечению учебного процесса является:

а)     Изучение опыта деятельности педагогов. С целью его обобщения и распространения ежегодно проводятся «Педагогические чтения», научно-практические конференции. Регулярно ДДТ выступает как организатор областных, городских  научно-практических конференций и семинаров:

  • Конференции: «Оптимизация педагогического процесса. Технологический аспект», «Педагогическая среда как фактор развития личности», «Пути и способы профессионального самосохранения педагогов».
  • Семинары: «Пути и способы развития взаимодействия педагога и методиста в педагогическом процессе ДДТ», «Оценочная деятельность педагога в условиях дополнительного образования», «Стратегия всеохватывающего лидерства. Педагогический совет как высший орган самоуправления».
  • «Учебное занятие как основная форма творческого взаимодействия педагога и учащихся» (по итогам участия во Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»).

По результатам всех конференций и семинаров выпускаются научно-методические материалы и практические рекомендации.

Одной из универсальных форм обмена опытом в Доме детского творчества является «Педагогическая трибуна». Это не только пропаганда интересного опыта педагогов ДДТ, но и  знакомство с интересным опытом УДО, с новинками психолого-педагогической литературы, дискуссии, встречи с заслуженными педагогами и др.

б)    Оказание практической помощи педагогам.

В основе деятельности методического корпуса лежат результаты диагностики затруднений педагогов, педагогические трудности, выявленные в ходе посещения учебных занятий, а также в ходе административного контроля. Практическая помощь – это:

  • разработка учебных программ, пособий;
  • организация опытно-экспериментальной работы;
  • проведение Дней профессионала;
  • конкурсов дидактического материала;
  • смотров учебных кабинетов;
  • подготовка к конкурсам «Ученик года ДДТ», «Педагог года» и их проведение.

В помощь педагогам в работе по самообразованию и подготовке к государственной аттестации создано 8 образовательно-методических комплексов:

– «Педагогика успеха»;
– «Учебное занятие – основная форма работы с детьми»;
– «Профильное обучение в условиях ДДТ» и др.

Организация спецкурсов. Здесь каждый педагог является не пассивным, вовлекаемым участником деятельности, а непосредственным, активным её субъектом и творцом.

Складывающееся в течение ряда лет содержание научно-методической деятельности в ДДТ направлено на развитие педагогического мышления, развитие компетентности педагогов в использовании наиболее продуктивных путей и способов осуществления образовательного процесса, на успешное преодоление его трудностей и сложностей.