Учебно-познавательная деятельность

За последние три года развитие Дома детского творчества как образовательного учреждения вызвало существенные изменения в структуре, содержании, организации учебно-познавательного процесса как ведущего вида деятельности.

Исходной для нас здесь является положение «Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года» о том, что  дополнительное образование  –  это важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, образование и развитие личности ребенка. Это нашло отражение в Национальной доктрине образования в РФ, федеральной программе развития образования.

Учебно-познавательная деятельность является основным видом деятельности Дома детского творчества, главным компонентом его общего развития. Педагогами ДДТ накоплен разнообразный, интересный опыт осуществления образовательного процесса. Исходное положение, определяющее общее направление учебно-познавательной деятельности учащихся Дома детского творчества – ориентация учебного процесса на развитие ребенка, на его личностный рост в зоне ближайшего развития.

Основа обучения – личностно-деятельностный подход, ориентация на творчество как универсальный механизм  развития личности; культуросообразный подход к обучению. Центральным стержнем учебно-познавательной деятельности является индивидуальный подход, который ориентирует обучение на уровне возможностей и способностей каждого учащегося.

Базовые ценности образования в Доме детского творчества – это самореализация каждого учащегося в субъект-субъектном взаимодействии с педагогом:

  • раскрытие сущностных сил ребенка, его развитие в соответствии  с природными особенностями;
  • стремление к достижению каждым учащимся его вершинных пределов развития (его акме);
  • профессионализм педагогов, основанный на максимальном использовании уникальных возможностей, которыми располагает учреждение дополнительного образования для полноценного развития личности каждого учащегося.

Целенаправленность  учебно-познавательной деятельности.

Учебно-познавательная деятельность – это сложный процесс взаимодействия педагога и учащихся, основными направлениями которого являются:

–       овладение социальным опытом  в определенной сфере предметной деятельности;

–       обогащение субъектного опыта взаимодействия с окружающим миром;

–       профессиональное самоопределение в процессе освоения двух основных этапов обучения:

а)     этап профессиональной ориентации

б)    этап допрофессиональной подготовки учащихся;

–       развитие личностной сферы учащихся – системы умственных действий (СУД), действенно-практической сферы (ДПС), эмоционально-нравственной  сферы (СЭН);

–       практическое применение ЗУНов в разнообразных видах деятельности;

–       общекультурное развитие учащихся, которое направленно на становление гуманной, творческой, свободной личности.

Важными основополагающими принципами для нас являются:

  • построение образовательного процесса на принципе сотрудничества, соучастия; с опорой на игровые формы;
  • принцип инноваций, сочетание традиций и новаторства;
  • принцип актуализации содержания образования;
  • личностная ориентация содержания образования с учетом интересов и склонностей учащихся;
  • культуросообразность, отражение в содержании образования всех аспектов общечеловеческой культуры;
  • дифференциация содержания образования как условие выбора учащимися уровня и направленности образовательной программы;

Обучение в Доме детского творчества ведется на основе реализации программ нового поколения, основными характеристиками которых являются:

–       многоуровневость,

–       блочно-модульная система построения,

–       вариативность содержания.

Большинство программ интегрированные, содержат новые учебные дисциплины: «Риторика, культура речи» (студии «Ди-джей Тинс», «Звездный дождь»), «Уроки карьеры для старшеклассников», организация элективных курсов, таких, как «Основы экономико-правовых знаний», «Деловое общение», «Организация предпринимательской деятельности в условиях современного рынка», «Кто я, какой я».

Основными этапами образовательного процесса являются:

  • развитие педагогической среды,
  • проведение диагностического исследования учащихся,
  • целеполагание,
  • учебное программирование и планирование,
  • организационно-деятельностный этап,
  • этап контроля, переходящий в самоконтроль, оценки, переходящей в самооценку,
  • анализ конечного результата, рефлексия.

Развитие педагогической среды.

В своем опыте педагогический коллектив Дома детского творчества исходит из оценки воспитательной среды как важного фактора развития личности ребенка.

Определяя понятие среды как совокупность условий и отношений ребенка и окружающего мира, педагогический коллектив разработал программу деятельности по созданию и укреплению среды, приоритетами которой являются:

  • предлагаемая ребенку в соответствии с его интересами познавательная деятельность;
  • деятельность, позволяющая учащемуся менять позицию равноправного участника педагогического процесса;
  • интересное общение учащихся с педагогом, сверстниками, с образцами творческой профильной деятельности.

Воспитательная среда формирует систему личностных отношений ребенка и окружающего мира – отношение к предметам и явлениям окружающего мира, к людям, к труду, к самому себе.

Создание педагогической среды – процесс длительный и сложный. Основными механизмами образования педагогической среды являются:

  • внесение общечеловеческих  ценностей в жизнь группы и каждого учащегося;
  • обязательное переживание учащимися положительных эмоций, чувства удовлетворенности собой, веры в свои силы;
  • деятельность педагога и родителей по созданию такого микроклимата, который способствует психологической удовлетворенности каждого учащегося своим положением в группе.

Создание среды осуществляется на всех этапах педагогического процесса. При этом учитывается специфика воспитательных возможностей Дома детского творчества как учреждения особого типа, гибкий, гуманистический подход к осуществлению контроля и оценочной деятельности.

Проведение диагностического исследования учащихся – важная составляющая учебного процесса. Оно определяет сферы деятельности учащегося, в которых у него есть шансы на успех (исходная диагностика); фиксирует динамически развивающиеся изменения личности в ходе обучения (промежуточная диагностика); подводит общий итог развития в педагогическом процессе, намечает его новую цель (итоговая диагностика).

Педагогами ДДТ накоплен значительный опыт использования разнообразных диагностических методик, обращенных к различным сторонам личности учащихся.

Среди них:

  • методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Айзенка;
  • тест на определение психологического типа личности Майерс и Бригс;
  • определение коммуникативных, организаторских способностей (КОС);
  • тест креативного мышления П. Торренса;
  • методика «Локус-контроля»;
  • методика «Интеллектуальная лабильность» и многие другие.

Проводимые под руководством психолога Дударевой Е.В. диагностические исследования, осуществляются  в течение всего учебного года, учитывают возрастные особенности, влияют на целеполагание.

Целеполагание – следующий этап учебно-образовательной деятельности. В нем содержится формулировка ожидаемого результата деятельности педагога по развитию учащихся. Общая цель учебно-познавательной деятельности педагогического коллектива Дома детского творчества: развитие думающей, созидающей, свободно развивающейся, профессионально ориентированной и индивидуально неповторимой личности растущего человека.

Учебное программирование.  Для педагогов Дома детского творчества учебная программа – основной документ, раскрывающий  его функции как руководителя учебно-познавательной деятельности учащихся. Она выступает наглядным показателем профессионального мастерства педагога. Содержание учебных программ  в нашем учреждении реализуется с учетом «Модели выпускника», разработанной нами на основе компетентностного подхода к обучению и с учетом конкретного профиля деятельности учебного объединения. В настоящее время идет внедрение в жизнь нового поколения учебных программ, ориентированных на профильное обучение учащихся.

Организационно-деятельностный этап имеет своим содержанием индивидуальную, групповую, совместно-разделенную деятельность учащихся. В ходе обучения реализуется содержание учебного материала, которое раскрывается на основе профиля деятельности учебного объединения и представляет собой систему научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления.

Методы обучения. Педагогический коллектив Дома детского творчества        взял курс на творческое, профессиональное овладение каждым педагогом совокупностью методов обучения, которые развивают субъектность учащихся в учебном процессе. Использование нашими педагогами таких методов, как «Мозговой штурм», «Двойное кольцо Сократа», «Аквариум», «Междусобойчик» показывает,  что возрастает мера  познавательной самостоятельности учащихся, непосредственное управление ее замещается опосредованным руководством и анализом ее результатов. Каждым педагогом решается задача индивидуального подхода к отбору методов обучения, авторское преломление их содержания в соответствии с личностной позицией педагога, конкретными условиями деятельности. Учитывая, что в педагогическом процессе «работает» не отдельный метод, а их система, педагогический коллектив ведет поиск по обогащению используемых методов. При этом наряду с традиционными применяются методы обучения, родившиеся в недрах педагогики сотрудничества: «метод духовного контакта», «метод погружения», «метод трудной цели» и др.

Многообразие методов реализуется через применение системы форм обучения.

Формы обучения. В Доме детского творчества накоплен опыт использования различных форм обучения. Их разнообразие – необходимое условие поддержания активности учащихся на всем протяжении обучения. Основная форма обучения в Доме детского творчества – учебное занятие. В наших условиях, это, – с одной стороны, напряженный учебный труд, с другой – особая форма досуга: юмор, музыка, игра, неформальное общение, импровизация, – так же, как и сложные познавательные задачи, дискуссии являются неотъемлемыми компонентами учебного занятия. Педагоги ДДТ ведут постоянную работу по совершенствованию учебных занятий, широко используют игры, другие формы активного обучения. В нашем опыте такие нетрадиционные формы занятий, как урок «Восхождение», дидактический театр и др. Каждый педагог стремится стать профессионалом в использовании форм обучения, соответствующих решаемым задачам.

Этап контроля и оценки. Объективный и систематический контроль является важнейшим средством управления образовательным процессом, т.к. способствует повышению уровня преподавания, усилению ответственности учащихся за качество своего труда. Педагогический коллектив решает задачу творческого овладения всеми видами контроля (письменного, устного, графического, практического), задачу усвоения каждым процедуры контроля и оценки в их взаимосвязи. В опыте нашего образовательного учреждения большое разнообразие  форм контроля, что повышает интерес учащихся к обучению. Наряду с традиционными – собеседование, зачет, реферат, аттестация, контрольное упражнение – используются и такие, характерные для дополнительного образования формы, как персональная выставка, бенефис, презентация, выполнение нормативов, соревнование и др. Опыт показывает, что творчески работающий педагог добивается высоких результатов своей деятельности, если владеет такой технологией контроля, при которой его стратегия – не «карательная», а доучивающая, развивающая. Процедура контроля завершается оценкой. Она играет важную роль в жизни ребенка, выполняя ориентирующую, регулятивную, стимулирующую функции. Под влиянием объективного оценивания создается адекватная самооценка. С развития самооценки начинается подлинная самостоятельность ребенка в учебном процессе, переход от исполнительской к творческой деятельности.

Нами разработана и используется система оценочной деятельности, включающая в свое содержание:

–       «правила оценочной безопасности»;

–       критерии и процедуру оценивания;

–       психотерапевтические приемы, стимулирующие учащихся на получение высокой оценки. Особый акцент делается на косвенную, скрытую оценку («Я-сообщение», «Ты-сообщение», «Позитивная инструментовка негативного поведения», «Естественные последствия»).

Педагоги Дома детского творчества профессионально владеют технологией оценивания (оценка здесь качественная категория), и выставлением отметки (отметка – количественный эквивалент оценки). Опыт оценочной деятельности нашего коллектива был обобщен и представлен на городском семинаре педагогов дополнительного образования детей  «Оценка и отметка в дополнительном образовании».

Этап психолого-педагогического анализа достигнутых результатов. Анализом полученных в учебном процессе результатов завершается цикл обучения в Доме детского творчества*. Это анализ целостного педагогического взаимодействия как совокупности а) анализа деятельности учащихся, б) анализа деятельности педагога, в) анализа связей (прямых, обратных) и отношений педагога и детей, реализованных в учебном процессе.

а)     При анализе деятельности учащихся педагогами ДДТ в первую очередь учитывается:

–       изменение уровня обученности, объем и содержание ЗУНов;

–       осознание социальной важности и личной привлекательности получаемого опыта профильного обучения;

–       эффективность изменений в личностном росте учащихся.

б)    При анализе деятельности педагога, прежде всего, учитывается:

–       целенаправленность учебного процесса;

–       вариативный характер обучения на основе личностного подхода;

–       способность вести опытно-экспериментальную, инновационную деятельность;

–       двуединая направленность деятельности: на овладение учащимися ЗУНами и на процесс личностного развития;

–       готовность работать в зоне ближайшего развития (ЗБР) учащегося, постоянно развивать его субъектность.

в)     При анализе связей педагога и учащихся и их отношений, в первую очередь, учитывается:

–       эмоциональная включенность педагога, эмпатия;

–       умение установить прямой и обратный контакт;

–       уровень межличностного общения;

–       психологический микроклимат;

–       атмосфера взаимопомощи и взаимоподдержки;

–       признание ценности личности каждого учащегося, уважение к нему.

Общим результатом образовательной деятельности мы считаем:

–       сохранность контингента учащихся – более 83%;

–       углубление знаний, умений и навыков, развитие личностных качеств учащихся;

–       стабильный состав педагогического коллектива;

–       растущий профессионализм деятельности педагогов;

–         предметные результаты деятельности детей, как участников конкурсов, фестивалей, выставок, соревнований, акций различного уровня.

Реализуя целостный учебно-познавательный процесс,  педагогический коллектив в последние годы особо сосредоточил свои усилия на следующих наиболее  важных проблемах современного личностно ориентированного обучения:

–       развитие образовательной среды;

–       технологизация образовательного процесса;

–       индивидуализация обучения;

–       развитие творческих способностей учащихся;

–       организация профильного обучения;

–       проблема воспитания на опыте культуры и традициях Малой Родины  (региональный компонент).

Расширение существующего опыта по использованию современных педагогических технологий.

В истекшем периоде серьезное внимание уделялось овладению каждым педагогом веером современных педагогических технологий, апробированных в условиях ДДТ. Наиболее успешно внедряются такие технологии, как работа в малых группах, игровые технологии, технология проблемного обучения и др.

Особое место в системе работы педагогов занимает учебный диалог. Все педагоги ДДТ успешно освоили технологию его использования: грамотно применяется техника задавания вопросов, варьируются виды диалога в зависимости от решаемых задач – мотивационный, критический, рефлексивный, духовный, автономный и другие (по С. Беловой). Практически все педагоги обрели позитивный опыт организации продуктивного диалога как искусство взаимодействия педагога с учащимися в рамках личностно ориентированного обучения. Наиболее эффективно он используется Т.С. Юрьевой, О.Р. Якушевой, Т.А. Пузиковой, А.А. Смияновой, Л.И. Шевалдиной, П.А. Маслиховым, Р.В. Ивановым и др.

Наше стремление к технологической грамотности всех педагогов определяется уже проверенным на практике положением о том, что она является важной составляющей профессиональной компетентности педагогов. Владение современными технологиями, разработка авторских технологий многократно умножает силы педагога, в значительной мере обеспечивает достижение прогнозируемого высокого результата. Важно и то, что дети охотно принимают технологический режим  построения  учебного процесса, и активно участвуют в разработке и апробации новых технологий.

Индивидуализация обучения, развитие субъектности учащихся.

Индивидуализация обучения является одним из магистральных направлений деятельности ДДТ. Здесь многообразно  используются возможности дополнительного образования по созданию оптимальных условий для развития каждого учащегося на основе его запросов и интересов. Суть учебного процесса, как убеждает наш опыт, это не просто создание педагогом комфортной, творческой атмосферы на занятии, а постоянное обращение к субъектному опыту учащихся, опыту их собственной жизнедеятельности. При этом мы исходно относимся к каждому ребенку как к равноправному участнику учебного процесса, развивающемуся в педагогическом взаимодействии. Развитию субъектности учащихся мы уделяем огромное внимание. Считаем, что плодотворное решение этой проблемы является одним из путей повышения эффективности всего педагогического процесса. Опыт показал, что это в значительной степени содействует развитию таких базовых свойств личности, как самостоятельность, ответственность, свобода, творчество.

Развитию субъектности учащихся способствует:

–       использование исходной, промежуточной и итоговой диагностики;

–       использование в сотрудничестве с детьми таких форм взаимодействия, которые предоставляют им свободу выбора (задания, темы  поисковой деятельности, тем социальных проектов, форм промежуточной, итоговой аттестации и др.). Например, коллективные проекты «Мы во Вселенной», «Знаки зодиака» (д/о «Батик»); конкурс «Ученик года», включающий в себя самопрезентацию, конкурс рефератов, защита портфолио; учебные проекты к отдельным разделам учебных программ;

–       постоянная  поддержка детской инициативы. Это социальный проект «Дети – детям» (инициатива д/о «Сувенир»), акции «День подарков и благосостояния» (инициатива д/о «Элегия»), «Чистый парк» (инициатива д/о Ди-джей Тинс»), «Чистый город», «Зеленое кольцо воинской славы» (инициатива «Социальные педагоги»);

–       максимальная опора на субъектный  опыт, работа в зоне ближайшего развития ребенка. В учебных программах заложены вариативные блоки с использованием опыта, накопленного детьми в процессе обучения в ДДТ. Это является основой создания личностно значимых ситуаций обучения.

–       акцент на исследовательскую деятельность учащихся (оптимально влияющий на развитие их субъектности).

Традиционными стали: мини-конференции, «проблемные столы» по итогам исследовательской деятельности учащихся.

Разработана и активно внедряется в педагогический процесс новая технология исследовательского подхода к обучению.

На своем опыте убедились в том, что развитие субъектности расширяет педагогические возможности влияния на ребенка, содействует становлению таких базовых свойств личности, как самостоятельность, ответственность, творчество.

Развитие творческих способностей учащихся, повышение их творческого потенциала.

Важная составляющая каждой учебной программы – увлечение детей творчеством,  повышение их творческого потенциала. Мы исходим из положения о том, что смысл деятельности педагога по развитию детского творчества – не в создании оригинального продукта, а в обучении детей созданию оригинального продукта, выработке качеств личности, необходимых для самостоятельной творческой деятельности.

Задачи педагога по развитию творчества учащихся:

–       вовремя заметить зародыши творческих черт у ребенка;

–       сосредоточить внимание на их воспитании;

–       предостеречь от угасания.

В коллективе Дома детского творчества разработана и реализуется авторская «Технология развития творческих способностей детей». Встреча с новым, неизвестным, интересным; поиск решения проблемы; «муки творчества»; скрытая работа в зоне подсознания; озарение (инсайт); искомый результат, его анализ и рефлексия – такова технологическая картина развития творческого потенциала ребенка

Развитию  творчества наших воспитанников способствуют:

  • нетрадиционные учебные занятия;
  • активные методы обучения: «Двойное кольцо Сократа», деловая игра «Ученый совет», научно-практическая конференция, метод дискуссии, интерактивные методы обучения, а также специальные методы,  направленные на развитие творческого потенциала личности учащихся (метод эвристического наблюдения, метод образной картины, метод гиперболизации, метод фокальных объектов, метод гипотез, метод гирлянд случайностей и ассоциаций, метод восходящей спирали и др.);
  • упражнения на развитие фантазии, воображения («Сочини сказку», «Неоконченный рассказ», «Придумай биографию», «Что было бы, если бы….»;
  • использование разнообразных игр для решения индивидуальных и групповых творческих задач;

Развитию творческих способностей учащихся Дома детского творчества во многом содействуют идеи коллективного творческого воспитания И.П. Иванова, которые развивают социальное творчество, гражданскую активность, интерес детей к своей личности. В арсенале деятельности наших педагогов  разнообразные формы познавательных, художественно-эстетических, спортивных, экспромтных КТД. Как известно, высшим уровнем творческой деятельности является импровизация. Традиционно в Доме детского творчества проводится конкурс творческих импровизаций, который помогает раскрыть  творческие способности учащихся, повысить самооценку, стимулирует личностный рост. В ДДТ вот уже более 15 лет осуществляется постоянный выпуск поэтического альманаха учащихся, педагогов и родителей «Первые шаги».

В 2004 году, на основании анализа данных по тестовым методикам, изучающим творческое мышление учащихся, были получены следующие результаты: 32% учащихся имеют высокий уровень развития творческого мышления; 58% учащихся имеют средний уровень развития творческого мышления; 10% – низкий уровень. В 2007 году результаты заметно улучшились. 41% учащихся имеют высокий уровень развития творческого мышления; 59% учащихся – средний уровень.  Продуктивность деятельности педколлектива по развитию детского творчества очевидна: регулярно в течение года проводятся около 50 персональных выставок, несколько бенефисов, публичные защиты индивидуальных творческих работ. Ежегодно наши  воспитанники становятся лауреатами различных Всероссийских конкурсов.

Организация профильного обучения.

Для современных социально-экономических условий развития России характерен запрос на человека-профессионала, что объясняет поворот нынешних учреждений дополнительного образования к организации такого содержания процесса обучения, которое позволяет учащимся ориентироваться в мире профессий, «примерять их к себе», способствует овладению еще на школьной скамье азами профессионализма на допрофессиональном уровне подготовки. Профилизация образования – это новая для нас установка на понимание роли образования в жизни человека. Она определяет такие целевые ориентиры, как подготовка учащихся к выбору жизненного пути, поддержка профессионального самоопределения, развитие способности к самопознанию, самообразованию, самоактуализации.

В Доме детского творчества разработана долговременная программа развития профильного образования учащихся на основе понимания современных педагогических реалий и тенденций. Профилизация образовательного процесса в ней предполагает 2-х уровневую систему обучения: уровень профессиональной ориентации и уровень допрофессиональной подготовки учащихся. Целью обучения на 1-м уровне считаем необходимость оказания учащимся помощи в принятии решения о выборе профиля обучения. Здесь происходит предварительный профессиональный выбор, а его результат – готовность учащихся к обучению на следующем, допрофессиональном уровне.

Допрофессиональная подготовка призвана формировать у учащихся умение объективно оценивать свои способности к обучению по избранному профилю, осуществлять процесс профильного самоопределения. В Доме детского творчества есть ряд коллективов, которые уже накопили некоторый позитивный опыт профильного обучения. Как показал мониторинг, 45% выпускников д/о «Парикмахерское искусство» успешно работают в парикмахерских салонах города, 55% – «домашние парикмахеры». Востребовано и пользуется особой популярностью среди подростков образовательное объединение «Ди-джей Тинс», (руководитель Т.С. Юрьева), где старшеклассники ежегодно получают документ о допрофессиональном образовании по специальности «Организатор досуга и развлекательных программ». Многие из них строят свою производственную биографию на основе знаний, полученных в ДДТ, 85% выпускников продолжают учебу по профилю  творческой деятельности, остальные, будучи студентами, работают ди-джеями, руководителями КВН, организаторами детского досуга и даже имеют свое дело в этой сфере.

Приведем некоторые результаты мониторинга профессионального становления выпускников студии за последние 10 лет:

  • Евгений Милых – выпуск 1997 г., 1998-2003 – школа-студия МХАТ, в настоящее время – артист театра МХАТ, мастерская А. Калягина.
  • Виктория Кузьмина – выпуск 1997 г., 2004 – окончила Воронежский Политехнический Университет, в настоящее время – фотохудожник, студия «Ника»,  персональные фотовыставки в галерее Чижова.
  • Евгений Анисимов – выпуск 1997 г., окончил Воронежский Политехнический Университет, в настоящее время руководитель вокально-инструментальной группы «Пятый элемент».
  • Алексей Елецких – выпуск 1999 г., окончил Воронежский Государственный Университет (факультет журналистики), в настоящее время – тележурналист (канал ТНТ «Губерния»), ди-джей клуба «100 ручьев».
  • Павел Алехин – выпуск 1997 года, студент Воронежской Политехнической Академии, лидер студенческого движения, руководитель команды СТЭМ, КВН.
  • Юлия Побоева – выпуск 1998 года, в настоящее время – ведущая детских праздников, шоу-программ, по итогам конкурсов 2005, 2006, 2007гг., признана лучшей ведущей города Воронежа.
  • Олька Болгова – выпуск 1999 г., окончила Воронежскую Лесотехническую Академию, была председателем студенческого комитета, в настоящее время – служащая администрации  Воронежской области.
  • Кирилл Волков – выпуск 1999 г., окончил Воронежскую Технологическую Академию, в настоящее время – Кутюрье, проводит персональные показы в клубах города, в модельных агентствах.
  • Екатерина Есина – выпуск 2000 г., окончила Воронежский Государственный Университет (факультет журналистики), в настоящее время –  тележурналист в  ВГТРК.
  • Евгений Анохин – выпуск 2001 года, в настоящее время – ди-джей клуба «Дежа-вю», популярный ведущий корпоративных праздников.
  • Ирина Журжа – выпуск 2001 года, окончила Воронежский Государственный  Педагогический Университет (факультет художественно-графический), в настоящее время – перспективный художник, персональные выставки в г.Воронеже и России.
  • Игорь Тарасов – выпуск 2001 года, окончил Воронежский Государственный Университет, был лидером студенческого движения, играл в СТЭМе, в настоящее время – руководитель финансово-экономической структуры, фотохудожник, участник городских фотовыставок.
  • Вячеслав Инжогин – выпуск 2004 года, в 2005, 2006, 2007  – по итогам конкурсов – лучший ведущий города.
  • Кристина Семенова – выпуск 2004 года, студентка Московского Государственного Университета.
  • Екатерина Калиниченко – выпуск 2005 года, студентка Воронежского Государственного Университета, работает клоуном в агентствах «Цветное настроение», «Банана мама», «Престиж».
  • Ирина Кириллова – выпуск 2005 года, студентка Воронежской Академии Искусств,  (театральное отделение, рук. В Иванов).
  • Марина Кириллова – выпуск 2005 года, студентка Воронежской Академии Искусств (театральное отделение, рук. И.Б. Сисикина).
  • Александр Гаделия – выпуск 2007 года, студент Воронежской Академии Искусств (театральное отделение, рук. И.Б. Сисикина).
  • Роман Земляков – выпуск 2005 года, студент Воронежской Академии Искусств (театральное отделение, рук. И.Б. Сисикина).
  • Виктор Змаев – выпуск 2005 года, студент Воронежской Академии Искусств ( театральное отделение, рук. А.Надточиев).
  • Максим Лобанов – выпуск 2004 года, студент Воронежского Государственного Университета (факультет международных отношений), лидер студенческого движения.

Успешной профилизации обучения в значительной мере способствуют: конкурсы профессионального мастерства, «Профессионал-шоу», стажировка на профессиональных площадках, в мастерских художников, знакомство с коллективами Воронежского русского народного хора, хореографического училища, областного театра кукол «Шут», драматического театра им. А.В. Кольцова и др.

Использование регионального компонента в образовательной деятельности.

В Доме детского творчества накоплен значительный опыт воспитания учащихся на традициях, культуре Воронежского края. Нами разработана (на основе концепции Е.В. Бондаревской) «Технология культурологического подхода к обучению» в условиях дополнительного образования. Она является стержневой основой учебной деятельности многих образовательных  объединений. Например, д/о «Станичники» (руководитель Сотник Н.Н.) погружает учащихся в историю казачества, знакомит с обычаями, традициями, культурой казачьих станиц, осуществляет связь с Воронежским отделением донского казачества. Ансамбль народного танца «Воронежские забавы» (руководитель Котов В.И.) – прививает вкус к народным танцам Воронежского края. Ансамбль народной песни и музыки «Русские потешки» (руководитель Картавцев В.А., Картавцева Е.В.) сохраняют и пропагандируют лучшие народные мелодии и песни нашего региона. Изостудия «Акварелька» (руководитель Прийма Н.А.) воспитывает на традициях воронежских художников, прославляет красоту и величие природы родного края. Обязательный блок образовательной программы – «Народный костюм Воронежской губернии». Многие учебные темы изучаются на основе материалов краеведческого музея. В литературных гостиных, на семейных праздниках звучит поэзия наших земляков –  А.В.Кольцова, И.С.Никитина, О.Мандельштама. Учащимися Дома детского творчества накоплен богатый материал по истории и культуре Воронежского края: «История Воронежского русского народного хора им. К.И. Массолитинова», «Жизнь и деятельность моих земляков в искусстве», «Великий сказочник и собиратель устного народного творчества – Афанасьев», «История музея изобразительных искусств им. Н. Крамского», «История Воронежского академического драматического театра им. А.В. Кольцова», «Народный костюм Воронежской губернии» и др.  Учащимися и педагогами туристско-краеведческого отдела разработаны разнообразные туристические маршруты по памятным местам. Вся деятельность ДДТ по воспитанию учащихся на культуре Воронежского края проводится на основе максимального использования её богатства, которое служит основой разработки и реализации целого комплекса творческих проектов. Каждый из них содействует накоплению детьми опыта гражданского поведения, самоценности личности, патриотизма.