Воспитательная деятельность

Воспитательная деятельность Дома детского творчества – это целостная, открытая, ценностно-ориентированная, целенаправленная, самоуправляемая и саморазвивающаяся система. Педагогической целью системы  воспитательной работы является создание оптимальных условий для проявления и развития индивидуальности детей. В основу Программы воспитания положены общечеловеческие ценности: ЗДОРОВЬЕ, СЕМЬЯ, РОДИНА, КУЛЬТУРА, ПРИРОДА, ТРУД, ЧЕЛОВЕК. Они являются главными компонентами содержания семи сквозных досугово-развивающих программ.

Цементирующей основой всей воспитательной деятельности в ДДТ является реализация сотрудничества и сотворчества учащихся, педагогов, родителей. Оно многогранно и опирается на коллективную творческую деятельность.

Основные идеи развития личности ребенка в воспитательной деятельности:

  • Развитие нравственности, гражданственности, патриотизма, трудового, эстетического, физического воспитания.
  • Расширение социального опыта учащихся, усиление национального (регионального) компонента.
  • Самопознание, самообеспечение, самоактуализация, в процессе  педагогического взаимодействия.
  • Сплочение и развитие детских коллективов, самоуправления.

Реализация Программы предполагает включение наиболее эффективных компонентов содержания, инициирующих духовность, креативность, развитие субъектности учащихся. Это, в первую очередь, использование нетрадиционных форм воспитания, освоение инновационных методов и приемов педагогов-новаторов. Значимую роль в планировании массовой, общественно-полезной и досугово-развивающей деятельности отводится осуществлению всеми её субъектами общественно-значимых дел (социальных проектов), направленных на развитие гражданской активности, толерантного сознания, духовно-нравственного потенциала личности. Незаменимое место в общей системе воспитания занимает  укрепление связи с семьей, организация совместных дел. Все эти направления отражены в сквозных программах и нацелены на максимальное использование возможностей дополнительного образования детей.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся включено в содержательное поле программы «Я в России рожден». Работа строится с широким использованием регионального компонента. В её новой редакции появились интересные задумки:

▪   конкурс агитационных театрализованных программ «Я хочу заявить миру»;

▪   прикрепление «корпуса волонтеров» к памятникам ВОВ (уход, дизайн, проведение митингов);

▪   гражданская акция «Мы выбираем жизнь».

Цель программы «Волшебная сила искусства» – создание условий для развития свободной, духовной, творческой личности, на основе сохранения национального культурного наследия, приобщения к ценностям мировой культуры. В её арсенале, как ставшие традиционными, так и эксклюзивные формы взаимодействия с детьми: организация творческих «турне», Недели искусств, ярмарки талантов и т.д.

По-прежнему актуальной остается программа «В союзе с семьей». Целью её реализации является установление реальных взаимных действий во имя конечного результата – личностного формирования ребенка. Поэтому не случайно в программу педагогического общения с родителями вводятся «проблемные столы», «дискуссионные часы», «семейные гостиные», «День семьи ДДТ», конкурс «Семья года» и др.

Содержание программы «Мир вокруг нас» охватывает проблемы нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности. Здесь представлены: деловые и ролевые игры, акции, аукционы, работа тематических клубов.

Основная идея программы «Одаренные дети» –  развитие одаренности в каждом ребенке. Любое педагогическое действие – это крен на раскрытие способностей по освоению  детьми разных видов творческой деятельности, на достижение каждым ребенком своего «акме». Этому призваны способствуют фестивали авторской песни, «Поэтические переклички», «Часы пик», «Я – человек» и др.

Программа «Каникулы круглый год» органично вписывается в целостную систему организации досуга и проведения массовых дел. Массовые мероприятия: праздники творчества, театрализованные представления, творческие отчеты «Зажги свою звезду», фестивали, конкурсы, вернисажи – занимают в структуре творческой жизни ДДТ важное место. Их цели разнообразны: несут дополнительную информацию, расширяют кругозор, развивают творческие способности, формируют исполнительскую, зрительскую культуру учащихся, вносят радостные переживания. В программу включены разнообразные мероприятия, которые в течение их подготовки видоизменяются, корректируются; в содержание добавляются более инновационные компоненты.

Осуществление всех указанных программ предполагает опору на детское самоуправление, на реализацию идей педагогики сотрудничества, идеи коллективного творческого воспитания И.П. Иванова.