Психодиагностика стрессоустойчивости

28.12.2020 Выкл. Автор ДДТ

В декабре была проведена психодиагностика стрессоустойчивости среди педагогического состава Дома детского творчества. Ниже будут представлены краткие результаты и практические рекомендации.

Из 100% педагогов, заполнивших опросник, 90% обладают средним или высоким уровнем стрессоустойчивости.

Такие результаты могут говорить о том, что большая часть педагогического коллектива ощущает поддержку от коллег, семьи, чувствует в себе силы преодолевать трудности, может приспосабливаться к новым условиям.  Такие люди, разумеется, могут испытывать усталость, раздражение, тоску и другой эмоциональный и физический дискомфорт, но они с большей вероятностью сумеют не только отследить своё состояние, но и найти способы его улучшить. Т.о. можно предположить, что большинство педагогов точно знают, что им помогает справиться со стрессом.

Также возможно, что чрезмерно высокий уровень стрессоустойчивости говорит о нежелании видеть негатив вокруг себя («розовые очки»). Залог психологического благополучия состоит в принятии факта, что с нами могут происходить как приятные, так и неприятные события. Это помогает опираться на позитивный опыт, преодолевая негативный. И наоборот. В случае же, когда человек старается сосредотачиваться только на хорошем, он теряет возможность своевременно и эффективно реагировать на что-то плохое, вредное.

Педагоги с низкой стрессоустойчивостью, вероятно, испытывают как психологический, так и физический дискомфорт, с которым не могут справится самостоятельно (или же не ощущают для этого сил). Им тяжело найти поддержку среди близких людей. Также возможно, что они излишне концентрируются на негативе, не способны разглядеть значимые позитивные моменты в свое жизни. При этом они достаточно чувствительны к себе, способны понять, что их не устраивает актуальная жизненная ситуация. Хотят перемен и, возможно, готовы к ним, но не хватает опоры. Т.о. у таких педагогов есть большой потенциал для повышения уровня своей жизни и, следовательно, стрессоустойчивости.

Если Вы ощущаете, что что-то из вышесказанного про Вас, про Ваше самочувствие, особенно про необходимость поддержки, то рассмотрите возможность пообщаться с психологом. Это могут быть психологи нашего учреждения (Струкова Дарья Владимировна и Михайленко Татьяна Викторовна) или другие. Выбирайте специалиста, с которым Вам будет комфортно делиться своими мыслями и чувствами.

 

Перейдём к общим рекомендациям для повышения уровня стрессоустойчивости.

Стресс присутствует в нашей жизни постоянно, он неизбежен, но он – не зло. Стресс – это нормальная реакция организма на изменяющиеся условия, как температура при простуде. Температура означает, что Ваш организм борется, так же и стресс: организм использует все ресурсы, чтобы быстрее и эффективнее приспособиться к новому. Поэтому самое важное – это иметь ресурсы (психологические, физиологические, материальные, духовные и т.д.) и знать, каким образом эти ресурсы пополнять. Старайтесь наполнять свою жизнь приятными мелочами. Может быть трудно следовать рекомендации «спать не меньше 8 часов в день», при этом гораздо легче иногда делать 5минутные перерыв в течении дня, немного пообщаться с близкими, принять ванну хотя бы раз за год, посмотреть серию любимого сериала, погладить кота, спеть любимую песню и т.д. Старайтесь находить и делать то, что помогает Вам радоваться, отдыхать.

Физическое благополучие – важный элемент для поднятия стрессоустойчивости. Недосыпы, вредные привычки, сильные нагрузки и прочее критично влияют на способность человека справляться с трудностями. Подумайте, можете ли Вы выделить лишние пару минут на отдых, или начать делать зарядку, или иногда гулять, или отказаться от вредной привычки и т.д.

Расширение кругозора и новые знания могут оказаться именно тем источником ресурса, которого Вам не хватало. Многие жизненные ситуации заставляют нас испытывать страх и дискомфорт во многом потому, что мы не всегда обладаем достаточным количеством знаний о самих ситуациях и о способах их решения. Вспомните, как Вы когда-то впервые брались за какую-нибудь сложную задачу и очень переживали, что не справитесь. Через какое-то время Вы научились справляться с ней быстро и легко. Если сейчас Вас беспокоит что-то неизвестное, сложное и т.п., постарайтесь найти способы сделать это максимально понятным и простым (просите помощи у знающих людей, ищите информацию в интернете, составляйте планы и т.д.).

 

В наше непростое время действительно стоит научиться одной вещи – разглядеть возможности и перспективы там, где, как кажется, их быть не может (если жизнь даёт лимоны – делай лимонад).

 

Педагог-психолог Струкова Дарья Владимировна

https://vk.com/psy_ddt